Здравствуйте дети. Сегодня мы с вами здесь для того, чтобы обсудить важную тему - тему буллинга, насилия и жестокости среди учащихся.
Каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось столкнуться с насилием. Оно могло применяться против вас самих, вы могли быть свидетелем, или сами становились теми, кто оскорбляет. Мы поговорим о насилии и жестокости, направленных на одного ребенка. Это явление называют буллинг. Сегодня мы попробуем понять чувства жертвы буллинга, и поведение агрессора. И самое главное, вместе найдем пути помощи пострадавшему ребенку и попробуем обезопасить себя, чтобы не сыграть одну из ролей в буллинге. Надеюсь, вам будет интересно и познавательно и вы с пользой проведете время.
Сегодня среди учащейся молодежи чрезвычайно обострилась проблема насилия, осуществляемого самими детьми по отношению друг к другу.
В последние годы признано распространение такого явления, как школьный буллинг. Вы спросите, что это такое: буллинг в переводе с английского - хулиганить, хамить, определяется, как ущемление, травля, дискриминация. Форма психического насилия в виде травли, бойкота, насмешек, дезинформации, порчи личных вещей, физической расправы и т.п. Это длительный процесс сознательного жестокого обращения (физического и психического) со стороны ребенка или группы детей к другому ребенка или детям. Это агрессивное и крайне неприятное поведение одного ребенка или группы детей по отношению к другому ребенку, что сопровождается постоянным физическим и психологическим давлением.
Причин буллинга - множество. А тем, кого буллят, может оказаться каждый, кто не вписался в рамки того или иного коллектива.
4 главных компонента буллинга
Вопросы для обсуждения:
Итак, если показанная в мультфильме ситуация повторяется очень часто, то мы можем говорить о буллинге, т.е. систематическом насилии, унижении, оскорблении, запугивании одних школьников другими.
Обратите внимание на следующее:
Несмотря на то, что были показаны лишь два ярких персонажа: агрессор и жертва, всегда есть наблюдатели, это те, кто знает о травле, но не пресекает ее. Они могут быть на стороне агрессора, боясь самим стать жертвой, а могут сочувствовать жертве, но пассивно наблюдают за всем происходящим. Поэтому чем лучше мы относимся друг к другу, уважаем мнение других, тем меньше вероятности для появления буллинга. Обратит внимание, что обидчик тоже может стать жертвой, если появится более сильный агрессор, концовка мультфильма это наглядно показывает.
Вопросы для обсуждения:
Давайте договоримся, что если в вашем классе произойдет что- то неприятное, то вы попробуете ему помочь. А какие слова поддержки вы знаете? Давайте потренируемся. Упражнение «Круг поддержки». Попросите одного ребенка встать в центр круга, остальные дети по очереди говорят ему слова поддержки, например, «Ты хороший, все у тебя получится, ты молодец!». Далее спросите ребенка, понравилось ли ему то, что ему говорили. Что он чувствовал при этом. Спросить детей, понравилось ли им это упражнение.
Вопросы для обсуждения:
Важно защищать другого человека от травли. Запомните, с травлей легче справиться, если ты не один!
Вопросы для обсуждения:
• Какие чувства вы испытывали, когда смотрели фильм?
• Какие желания, побуждения у вас возникали? Что вам захотелось сделать?
• Сталкивались ли вы с похожими ситуациями в своей жизни? Если да, как вы себя в них вели? Какова была ваша роль: жертвы, преследователя, безучастного свидетеля, соучастника, защитника? Как бы вы хотели вести себя в подобных ситуациях, если они повторятся?
• Были ли подобные ситуации в образовательном учреждении? За что в этих случаях отвергали детей? Какими личностными характеристиками они обладают? Какими личностными характеристиками обладают отвергающие?
Поспорили солнце и ветер, кто из них сильнее. По степи шел путник, и ветер сказал: «Кто сумеет снять с путника плащ, тот и сильнее». Стал ветер дуть, он очень старался, но добился лишь того, что путник еще сильнее закутался в свой плащ. Тогда выглянуло солнышко и согрело путника своими лучами, он сам и снял плащ.
Вопросы для обсуждения:
Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора. В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю. Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору: — Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И не важно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.Вопросы для обсуждения:
Одна учительница решила поделиться своим опытом донесения до учеников, почему травля — это плохо. "Однажды перед началом занятий я зашла в магазин и купила 2 яблока. Они были практически одинаковые: тот же цвет, приблизительно равный размер... В самом начале классного часа я спросила у детей: «Чем отличаются эти яблоки?» Они промолчали, потому что действительно особой разницы между плодами не было. Тогда я взяла одно из яблок и, обращаясь к нему, сказала: «Ты мне не нравишься! Ты противное яблоко!» После этого я бросила фрукт оземь. Ученики смотрели на меня, как на сумасшедшую. Потом я протянула яблоко одному из них и сказала: «Найди в нём что-то, что тебе не нравится и тоже брось на землю». Ученик послушно выполнил просьбу. После этого я попросила передать яблоко дальше. Надо сказать, что дети легко находили в яблоке какие-то недостатки: «Мне не нравится твой хвостик! У тебя противная кожица! Да в тебе одни черви!» — говорили они и каждый раз бросали яблоко на землю. Когда фрукт вернулся ко мне, я еще раз спросила о том, видят ли дети какую-то разницу между этим яблоком и другим, которое всё это время лежало у меня на столе. Дети снова были в замешательстве, ведь, несмотря на то что мы регулярно бросали яблоко на пол, каких-то серьезных внешних повреждений оно не получило и выглядело практически так же, как второе. Тогда я разрезала оба яблока. То, которое лежало на столе, было белоснежным внутри, оно всем очень понравилось. Дети согласились, что с удовольствием съели бы его. А вот второе оказалось внутри коричневым, покрытым «синяками», которые мы ему и поставили. Его никто не захотел есть. Я сказала: «Ребята, но это ведь мы его сделали таким! Это наша вина!» В классе наступила гробовая тишина. Спустя минуту я продолжила: «Точно так же происходит и с людьми, когда мы их оскорбляем или обзываем. Внешне на них это практически не сказывается, но мы наносим им огромное количество внутренних ран!» До моих детей еще никогда ничего не доходило так быстро. Все начали делиться своим жизненным опытом, насколько им неприятно, когда их обзывают. Все мы по очереди поплакали, а потом вместе рассмеялись. Когда урок закончился, дети начали обнимать меня и друг друга. Как же здорово, что мои усилия не были потрачены впустую!"
Одна учительница решила поделиться своим опытом донесения до учеников, почему травля — это плохо. "Однажды перед началом занятий я зашла в магазин и купила 2 яблока. Они были практически одинаковые: тот же цвет, приблизительно равный размер... В самом начале классного часа я спросила у детей: «Чем отличаются эти яблоки?» Они промолчали, потому что действительно особой разницы между плодами не было. Тогда я взяла одно из яблок и, обращаясь к нему, сказала: «Ты мне не нравишься! Ты противное яблоко!» После этого я бросила фрукт оземь. Ученики смотрели на меня, как на сумасшедшую. Потом я протянула яблоко одному из них и сказала: «Найди в нём что-то, что тебе не нравится и тоже брось на землю». Ученик послушно выполнил просьбу. После этого я попросила передать яблоко дальше. Надо сказать, что дети легко находили в яблоке какие-то недостатки: «Мне не нравится твой хвостик! У тебя противная кожица! Да в тебе одни черви!» — говорили они и каждый раз бросали яблоко на землю. Когда фрукт вернулся ко мне, я еще раз спросила о том, видят ли дети какую-то разницу между этим яблоком и другим, которое всё это время лежало у меня на столе. Дети снова были в замешательстве, ведь, несмотря на то что мы регулярно бросали яблоко на пол, каких-то серьезных внешних повреждений оно не получило и выглядело практически так же, как второе. Тогда я разрезала оба яблока. То, которое лежало на столе, было белоснежным внутри, оно всем очень понравилось. Дети согласились, что с удовольствием съели бы его. А вот второе оказалось внутри коричневым, покрытым «синяками», которые мы ему и поставили. Его никто не захотел есть. Я сказала: «Ребята, но это ведь мы его сделали таким! Это наша вина!» В классе наступила гробовая тишина. Спустя минуту я продолжила: «Точно так же происходит и с людьми, когда мы их оскорбляем или обзываем. Внешне на них это практически не сказывается, но мы наносим им огромное количество внутренних ран!»
До моих детей еще никогда ничего не доходило так быстро. Все начали делиться своим жизненным опытом, насколько им неприятно, когда их обзывают. Все мы по очереди поплакали, а потом вместе рассмеялись. Когда урок закончился, дети начали обнимать меня и друг друга. Как же здорово, что мои усилия не были потрачены впустую!"
Упражнение «Лист бумаги» (5 мин.)
Учитель предлагает детям смять лист бумаги, а затем попытаться вернуть его в исходное состояние, то есть, чтобы лист бумаги стал снова гладким и ровным.
Вопросы для обсуждения: Может бумага стать снова идеально гладкой? А что происходит с человеком когда он слышит оскорбительные слова? Можно ли восстановить эмоциональное отношение человека к обидчику сказав «прости».
Итог: обидеть человека легко, а вернуть доверие-длительный процесс.
Упражнение «Почему так происходит" (10 мин.)
Цель: выяснить причины поведения участников буллинга.
Сейчас каждый из вас выберет у меня карточку. С другой стороны там есть изображение, карточки открываете по моей команде. Прошу объединяться в группы по рисункам, которые есть на карточках. Спасибо. А теперь, как вы думаете, что означает "стрела?" (агрессор), "глаз" (наблюдатель), "мишень" (жертва). Вы невольно получили роли. А сейчас каждая группа получит свою задачу.
Группа "агрессоров" попытается написать причины, побуждающие обидчика себя так вести.
Группа "жертв" попытается написать причины, почему дети становятся легкими мишенями для обидчиков.
Группа «наблюдателей» пишет причины, почему наблюдатели часто не вмешиваются в процесс буллинга.
Обсуждение, каждая группа выступает. Учитель подводит итог, что находиться в каждой роли тяжело. Буллинг – это болезнь коллектива и необходимо прилагать совместные усилия для её «излечения».
Упражнение. «Как отличить игу или шутку от агрессии и буллинга» (10 мин)
Посмотрите на таблицу на магнитной доске. Здесь вы видите критерии, по которым мы относим ситуации к игре, шутке или проявлению агрессии, буллинга. Далее продолжены ситуации, необходимо отнести их в правому мли левому столбику
Игра, шутка | Агрессия, буллинг |
Никому не обидно, всем весело | Кому-то обидно, больно, неприятно
|
В игре принимают участие все
| Участвуют не все
|
Все участники соблюдают правила
| Нет никаких правил |
Все участники уважают права других | Не уважаются права других |
Решение ситуаций: игра, шутка или агрессия-буллинг?
№ 1. В твой класс пришел новенький другой национальности, к которому неприязненно относятся большинство твоих одноклассников. Однажды ты увидел, что одноклассники обзывают его обидными словами.
№ 2. Классный руководитель объявил, что в этом году вместо Новогоднего утренника у нас будет Новогодний КВН и для приветствия нам нужно подготовить интересные новогодние шутки. Когда мы обсуждали то, что принесли ребята, все весело смеялись.
№ 3. Ребята из класса смеются над одной девочкой, так как она плохо одевается (из бедной семьи) и предлагают мне присоединиться к всеобщему «веселью».
№ 4. В ваш класс пришел ребенок-инвалид, большинство одноклассников относится к нему с пренебрежением, не общаются, допускают в его адрес насмешки.
№ 5. Был солнечный майский день. На большой перемене мы с ребятами решили поиграть в лапту. Всем было весело.
Упражнение «Мифы о буллинге» (10 минут)
Детям предлагается прослушать факты о насилии и обнаружить, что является правдой, а что нет (можно для обозначения мнения поднимать цветные карточки):
Обсуждение: далее обсуждается, почему некоторые высказывания относится к мифу, «развенчиваем» мифы.
1 ситуация
Если 2 одноклассника поссорились и подрались – это буллинг?
Ответ: Нет, это случилось один раз, в драке участвовали оба.
2 ситуация
Если ученик и ученица нагрубили учительнице?
Ответ: Нет, это не буллинг, это грубость по отношению к учителю и нарушение школьных правил.
3 ситуация
Если Катя на протяжении несколько недель высмеивает Аню, называет ее обидными словами, настраивает против нее своих подружек?
Ответ: Да, это буллинг, так как несколько участников на протяжении длительно времени оскорбляют одного ребенка.
4 ситуация
Даниле на физкультуре ставят подножки, он падает и, оглядываясь, видит смеющихся одноклассников. Никто из них не говорит, кто это сделал. Это буллинг?
Ответ: Да, потому что несколько дней смеются над одним; потому что он не знает, кто именно поставил подножку; и это происходит часто.
5 ситуация
Вера плохо читает. Когда она это делает, многие в классе смеются и передразнивают ее. Это буллинг?
Ответ: Да. Несколько человек смеются над одним человеком. Это недобрый дружеский смех, а насмешливый. Вера может чувствовать, что ее считают «хуже других», ей может показаться, что ее презирают.
Упражнение «Этюды» (в тройках)
Проигрываются этюды, в которых скрыты роли агрессора, жертвы, наблюдателя. Распределяются роли. Цель каждого достоверно, убедительно проиграть свою роль и обязательно прийти к компромиссу, примирению, за что отвечает 3 сторона (наблюдатель).
– Одноклассник в очередной раз забирает ручку у Миши, это видит Петя;
– Света уже неделю придирается словами к новенькой однокласснице;
– В столовой у Коли уже не первый раз забирают стул, ему приходиться есть стоя;
– Дима постоянно называет своего одноклассника не по имени, а по национальности, издевается, насмехается над ним.
Обсуждение данных ситуаций:
Упражнение «Что делать если…»
Участники группы делятся на несколько команд по 3-4 человека. Ведущий показывает составленный ранее список вопросов, в котором содержатся возможные конфликтные ситуации, а дети в группах должны найти как можно больше способов разрешения этих ситуаций, затем каждая команда по очереди зачитывает составленные ей способы.
В конце проводится обсуждение упражнения.
Примерный список вопросов:
(В данном упражнении могут использоваться ситуации связанные с буллингом, которые действительно происходят в классе или в школе)
Упражнение «Остановить обидчика» (10 минут).
Ведущий: сейчас по кругу попробуете себя в роли защитников. Я буду подходить к каждому и призывать вас сделать что-то плохое по отношению к вашему соседу «Давай не будем дружить с Машей, испачкаем ей тетрадку красками и весело посмеемся»; «Давай снова подставим подножку Саше, а затем посмотрим, как он будет лететь». А вы должны будете защищать своего соседа словами: «Не приставай к Саше, это – травля!».
Вопросы для обсуждения:
Adding {{itemName}} to cart
Added {{itemName}} to cart